Top.Mail.Ru
Сведения об образовательной организации

«Точка роста»: из жизни архитектурного стартапа

«Точка роста»: из жизни архитектурного стартапа
Поделиться:
Уже третий год в Москве проходит летняя практика для студентов-архитекторов и градостроителей «Точка роста». Практика представляет собой набирающий обороты некоммерческий архитектурный стартап, где студенты ведущих профильных вузов впервые погружаются в аутентичную среду. Проектируют, взаимодействуя с заказчиками проектов, представителями администраций муниципалитетов в разных уголках России, а также крупнейшими компаниями архитектурно-проектной и инженерно-строительной направленности.

Под руководством опытных кураторов – практикующих профессионалов – студенческие группы имеют возможность работать над собственными проектами с последующей реализацией, что особенно ценно на раннем этапе карьеры.

«Ars longa, vita brevis» обычно переводят, как "Жизнь коротка, искусство вечно" – так говорили древние римляне, сограждане Витрувия, автора первого трактата по зодчеству. Молодые участники архитектурного практикума перевели это знаменитое выражение по-своему: "Долог путь к мастерству, а жизнь коротка". Значение летней школы «Точка роста» как раз заключается в том, что этот стартап, во многом, ускоряет процесс становления архитектурного мастерства студентов профильных вузов.

Организаторами практикума выступили архитекторы Павел Сонин и Никита Асадов, которые параллельно выполняли и функции кураторов студенческих проектов. Также среди кураторов «Точки Роста» – архитекторы Михаил Тюрин, Елизавета Морозова, Иван и Надежда Матвеевы, Мария и Алексей Пальцевы. Администратор и координатор проекта – Елена Криницкая.

В целом, в работе стартапа приняли участие около 80 студентов из российских вузов с впечатляющим географически охватом: МАРХИ, МГСУ, ГУЗ, МИТУ-МАСИ, МГАХИ имени В. И. Сурикова (Москва), НовГУ (Великий Новгород), КГАСУ (Казань), СГТУ (Самара), УлГТУ (Ульяновск), АСА ДГТУ (Ростов-на-Дону), СибАДИ (Омск), НГУАДИ (Новосибирск), ИАиД СФУ (Красноярск) и ДВФУ (Владивосток). Для участия в «Точке роста» учащиеся прошли предварительный отбор на основании портфолио и мотивационных писем.

За лето организаторам архитектурных практик «Точка роста» удалось реализовать весьма насыщенную и результативную программу. Студенты имели возможность пополнить свой теоретический багаж, слушали лекции, пробовали проектировать сами.

Участникам летней школы запомнилась, например, лекция Александра Аляева, старшего архитектора бюро «Космос», посвященная особенностям жилых зданий в России и за рубежом. Лектор обратил внимание на актуальные тенденции в проектировании зданий, связанные с новыми форматами жилья. В частности речь шла о коливинге (новом формате совместного проживания), шеринге (экономике совместного потребления - новой экономической модели, когда с помощью технологий и онлайн платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют). В лекции также был отмечен ряд особенностей современной архитектуры: максимальная многофункциональность, мобильность, модульность. Александр Аляев подчеркнул также, что в современной России архитектура исходит из экономики, поэтому она создаётся, в большей мере, не самими архитекторами, а девелоперами, что почти сводит на нет применение новаторских решений. Однако это, по счастью, не затрагивает студенческое проектирование «Точки роста».

Традиционную лекцию о создании портфолио архитектора прочёл Иван Матвеев, основатель проекта «Anastasis.me», со-основатель творческого объединения «Дмитровка».

С малоизученными вопросам теории архитектуры учащихся летней школы познакомил архитектор Денис Гавриков, президент НОИФА – исследовательского объединения фахверковой архитектуры.

Сергей Чистый, вице-президент Фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров», разобрал с участниками архитектурного коворкинга актуальные вопросы средового дизайна, поделился опытом создания безбарьерного пространства.

На встрече в Манеже с Владиславом Кирпичёвым, руководителем школы «Edos», студенты узнали о его авторских наработках по природе креативности. Осмотрев выставку школы, участники «Точки роста» смогли увидеть результат этих творческих инноваций в виде архитектурных макетов и рисунков.

Также, в рамках летней школы «Точка роста» состоялись экскурсии по знаковым местам Москвы. Посетив, например, с экскурсией Центральный дом архитектора, участники «Точки роста» ознакомились с историко-архитектурными особенностями этого знаменитого здания в Гранатном переулке. Здание имеет несколько объёмов, сформированных в период с XIX по XXI век, что является замечательным образцом для изучения истории отечественной архитектуры и приёмов гармоничной компоновки элементов строительного искусства различной стилевой принадлежности.

Работа летней школы «Точка роста» сопровождалась достаточно глубоким анализом мест проектирования. Так, студенты посетили Звенигород, где они провели предпроектные изыскания, совершили выезд в Александров, где осмотрели туристическую часть города и встретились с чиновниками городской администрации. Группа студентов побывала во Владимире, где совместно со студентами-социологами из ВлГУ было проведено междисциплинарное исследование, в ходе которого опросили 60 местных жителей по вопросам улучшения территорий, отведённых под проектирование. Вместе с тем, студентам была предоставлена возможность осмотра реновируемых объектов в Орехово-Зуеве и Москве.

Но всё же, главное достижение прошедшего лета в деятельности «Точки роста» заключается в качественно проработанных проектах, которые стали результатом интенсивной работы студентов, консультаций с кураторами, а также поэтапных открытых защит проектов перед представителями профессионального сообщества.

Защита проектов проходила один — два раза в неделю, что дало возможность всесторонне их проработать и получить обратную связь от маститых архитекторов, градостроителей, преподавателей профильных учебных заведений.

Существенным фактором повышения качества проектов явился их критических разбор кураторами – профессионалами в области архитектуры.

Проекты «Точки роста» в качестве разделов в обязательном порядке содержали исследовательскую часть, включающую исторический, градостроительный, архитектурный контекст и аналоги проектируемых объектов.

Значительное внимание кураторы уделяли местной специфике. Так, в проекте, посвящённом Смоленскому метромосту, выявлены следующие особенности: наличие неиспользуемой территории в центре города, фрагментированность территории, возможность размещения рекреационной зоны на виадуке, использование потенциала путепровода для размещения смотровых площадок.

А, к примеру, в проекте по поселку Мосрентген выявлен целый комплекс особенностей экологической обстановки, благоустройства и инфраструктуры.

В концепции развития набережной Звенигорода студенты сфокусировались на решении задач раскрытия и использования природного потенциала территории, сохранения биологического разнообразия, обеспечения комфортного использования территории и удобного доступа к ней.

В проекте новой жилой застройки в сложившейся селитьбе Владимира-на-Клязьме авторы попытались аккуратно вписаться в сложившуюся архитектурную среду, сохранить максимальные площади озеленения, разделить приватные и общественные пространства, разместить санитарно-защитные зоны и избавить дворы от автомобилей.

Несмотря на то, что учащиеся «Точки роста» трудились в окружении абстрактной живописи, представленной на стенах Архитектурного коворкинга, они не «уходили в абстракцию»: свои проектные решения они постоянно сверяли и строго согласовывали с действующими федеральными и региональными нормами и правилами, не обходя стороной высокие современные стандарты мировой архитектуры.

Следует отметить, что каждый проект, подготовленный в «Точке роста», обладает своей стилистикой, погружающей зрителей в определённую художественную атмосферу. Это нашло отражение и в стиле презентаций. Так, если в проекте по Мосрентгену присутствуют отсылки к классической усадьбе XVIII – XIX веков, то оба звенигородских проекта проникнуты атрибутами советского пригорода. В то время как проект музея Левши содержит ассоциации с дачной жизнью интеллигенции конца прошлого века, проект Смоленского метромоста отсылает нас к рационализму и модернизму середины XX века.

Во всех студенческих проектах отразилось наметившееся в последние годы возвращение к функциональности и искренности в сочетании с лучшими наработками уходящей эпохи постмодернизма.

Всего за время работы летней школы было разработано около 20 архитектурных и градостроительных проектов.

Сильная сторона «Точки роста» – участие студентов в настоящем, реальном проектировании. По итогам предыдущих лет ряд проектов дошёл до стадии реализации.

Хочется надеяться, что архитектурная среда уголков России, затронутых этим стартапом, стала более пригодной для комфортной повседневной жизни проживающих там людей.

Сегодня «Точка роста» открыта для новых участников и готова реализовать самые сложные проектные задачи.

Денис ГАВРИКОВ, архитектор, участник проекта, президент НОИФА



Мнения студентов о Летней школе «Точка роста»:

Диана Хуснутдинова, занималась обновлением парковой зоны поселка Мосрентген:

- Благодаря участию в проекте, мне удалось обрести и усовершенствовать многие навыки. Прежде я не занималась благоустройством парковых зон, а необходимость проектирования в условиях охраняемого культурного наследия сделала эту задачу ещё более интересной и полезной для моего развития. В совокупности с лекциями и экскурсиями, проводимыми в рамках летней школы, практика в “Точке роста” даёт заряд мотивации и мощный толчок к развитию.

Полина Андронова, разрабатывала кафе на крыше:

- Благодарна всем организаторам "Точки роста" за прекрасную возможность работать в команде с профессиональными кураторами, которые готовы помогать, подсказывать и делиться опытом, а также за необычное и интересное задание, над которым хотелось работать и генерировать идеи. Было приятно предлагать своё видение решения проекта и иметь возможность защищать его перед профессионалами и другими участниками практики. Прохождение практики, безусловно, расширило мои знания в области архитектуры и проектирования, позволило углубиться в реальный рабочий процесс, научиться презентовать свои идеи, что немаловажно для студентов, для их более грамотного представления будущей деятельности.

Яна Кондратьева, вынесла для себя опыт работы в условиях глубоко регламентированной историко-архитектурной среды:

- Участие в этом проекте научило меня тому, что даже в очень жёстких рамках объекта культурного наследия можно творить. Историческая основа проекта вдохновила меня на продумывание концепции, которой я очень увлеклась, и получился концептуальный проект, к которому хотелось бы прикоснуться снова и развивать его.

Дарья Коровайцева:

- Благодаря участию в “Точке роста пришло понимание, что перед разработкой проекта нужно подробно исследовать территорию, на которой будет проектироваться объект. Много новых знаний позаимствовала у кураторов, которые были всегда на связи, помогали в любой момент, объясняли, где можно найти дополнительную информацию, что существенно помогало в работе над проектом.

Азамджан Кадыров, разрабатывал концепцию расширения функционала Смоленского метромоста:

-…Первое преимущество школы – это то, что коллектив выстраивается из людей с разными уровнями подготовки и из разных точек страны, что подталкивает к налаживанию контактов с членами команды, к взаимным дружеским отношениям уже с первого дня стажировки. И эта дружеская, студенческая атмосфера преследует участника на всех этапах практики, изо дня в день, вплоть до финальной защиты работы, будто студент продолжает своё обучение в институте, но только летом.

Второе – каждый студент получает бесплатное, качественное дополнительное образование, которое даёт совершенно новое представление об аспектах профессии, не затрагиваемых в вузе. Главный и самый важный из них – тот, что каждый студент учится работать в команде и голос каждого, звучит он уверенно или, наоборот, неуклюж, является необходимым импульсом к достижению цели проекта.



Проекты, над которыми трудились студенты «Точки роста»:

– Концепция благоустройства центральной части города Звенигорода;

– Концепция благоустройства набережной в Звенигороде;

– Концепция торгового квартала по улице Московская в Звенигороде;

– Концепция благоустройства парка культуры, спорта и отдыха “Лазутинка”» в городе Одинцово;

– Концепция развития многофукнционального музейного комплекса в Орехово-Зуеве;

– Новые подходы к реновации среднеэтажной жилой застройки во Владимире: центральная часть города;

– Новые подходы к реновации среднеэтажной жилой застройки во Владимире: северная часть города;

– Концепция реновации военного городка во Владимире;

– Концепция развития пешеходной зоны Смоленского метромоста в Москве;

– Концепция парковой зоны посёлка Мосрентген близ усадьбы Д. Н. Салтыковой;

– Концепция парковой зоны посёлка Мосрентген: лесопарк;

– Концепция развития пешеходной зоны в Александрове;

– Концепция парка на дворовых территориях 5-го микрорайона Зеленограда;

– Концепция музея Левши в Тарусе – Левша Парк;

– Счастливая ферма. Предложение по экологическому туризму в деревне Ф. Конюхова;

– Концепция летнего кафе на крыше многоэтажного здания в Москве;

– Концепция жилого здания в деревне Ф. Конюхова;

– Концепция подворья Ф. Конюхова;

– Концепция элитного яхт-клуба в Москве;

– Разработка концепции благоустройства прибрежной территории в историческом районе Кракова.
Вернуться к списку публикаций

Вас может заинтересовать

Абитуриентам

Мы используем файлы cookie, чтобы сайт работал корректно
VK8297